В последние годы для называния различных фестивалей и телепередач всё чаще используют строку из стихотворения советского поэта-фронтовика Е.Винокурова «Москвичи», написанного и опубликованного в 1955 году. Однако цитируют неточно. Не «И помнит мир спасенный…», а «НО помнит мир спасенный …» написано в стихотворении. Так пело эту песню молодое поколение, родившееся после войны. А вот нам, внукам и правнукам Воинов-победителей достается почему-то искаженное содержание.
Мир помнит своих освободителей вопреки смерти. Помнят матери, «одни в своих квартирах» мучающиеся от тоски по убитым сыновьям. А жизнь идет, время не может остановиться. И вот в их родной округе, на Малой Бронной, на Моховой, другие молодые ребята смотрят «другое кино». А «свет лампы воспаленный пылает над Москвой», потому что всё так же резкой болью отзывается в сердцах память о них, погибших на той Великой войне за свободу и независимость нашей Родины. Жизнь бежит вперёд, рождая новых героев…«НО помнит мир спасенный» их, лежащих в сырой земле. Вот об этом написано стихотворение в далеком 1955 году, когда День Победы ещё был рабочим днём, не столь пафосным и помпезным.
….Годы идут. И теперь уже не 10, а 65 лет прошло со Дня Победы. И в той самой «округе», действительно идет другое кино…
В праздники, по Невскому, под своими флагами, торжественно идут фашиствующие молодчики. Они не фашисты, нет. Они играют в фашизм. Такие вот игры у тех, в чьих жилах течёт «Блокадная» кровь. А может «Сталинградская». Или «Брестская». Они внуки и правнуки победителей «коричневой чумы». Кого предают они, поднимая над головой фашистскую свастику? И какова цена предательства?
Каждый год в нашу школу на 9 Мая и 27 января приходят ветераны, бабушки и дедушки. Наша школа обычная, не центральная, не специальная, в нашей округе живут обычные фронтовики, прошедшие всю войну и не ставшие генералами. И орденов у них не так уж много. Мы готовим для них концерт, учим стихи, военные песни и с удовольствием вместе с учителями и ветеранами поем про «Ярость благородную», про «Смуглянку», про «Синий платочек». А потом тихо, но не очень внимательно, слушаем их рассказы. А они, вспоминая, плачут. Моему поколению выпала такая вот память о Великой Отечественной войне - немощные слезы Победителей. Но глядя на них, я очень остро ощущаю: та Великая война БЫЛА. Были бомбежки, голод, смерти, нищета. Был ужас. Была война, от которой невозможно откупиться. Можно было откупиться от фронта. Но от войны откупиться – нельзя. От нее нельзя спрятаться. Я читала, что война, страдание объединили всех: мужчин и женщин, рабочих и крестьян, репрессированных и живущих на свободе, членов правительства и рядовых чиновников. Я читала, что тогдашние воры в законе «сдавали» своих, если узнавали о каких-то связях тех с гитлеровцами. Такая преданность Родине, такая сплоченность – это чудесно. Но не ценой стольких смертей и потерь. Не война и страдания должны объединять людей. Я не хочу войны. Я твердо, навсегда усвоила урок, который преподают мне ветераны. Это не должно повториться!
Как-то мы писали сочинение в классе «Фотография, на которой меня нет» Моя одноклассница принесла небольшую черно-белую фотокарточку. Молодой человек в костюме и в рубашке с распахнутым воротом, с серьезными глазами. На обороте две надписи. Первая – «На память от Вольки. 1942 год» сделана карандашом, а вторая – чернилами: «Погиб в 44». Моя одноклассница докопалась тогда, что это какой-то брат какой-то прабабушкиной подруги, которая давно умерла, а бабушка почему-то никак не решается выбросить эту совершенно чужую фотографию. А Волька, погибший на той Великой и такой понятной войне за свободу и независимость нашей Родины, лежит давным-давно в сырой земле и, наверное, очень далеко от родного дома. И ходит ли кто-нибудь на его могилу? И есть ли та могила?
Каждый год перед 9 Мая мой класс должен идти на городское кладбище, чтобы привести в порядок Братскую могилу, где лежат погибшие в небе над Кронштадтом летчики. Но мы не по зову сердца идем. Это такое у нашей школы есть дело, поручение. Мы там делаем обычные дела: траву убираем, подкрасим серебрянкой, если надо. Пытались посадить цветочки. При этом шутим, безобразничаем. Учительница, бывает, сердится. Все знают: на кладбище громко не говорят, и мы говорим тихо. Но не о войне. Мы просто могилу там в порядок приводим. У нас поручение - привести могилу в порядок. И все. И никакой патетики.
Идут годы. Все забывается. Все зарастает травой. Ушли из жизни матери погибших на войне, но еще живы дети Победителей. Хранятся в семейных альбомах фотокарточки и письма с фронтов. Разучивают школьники военные песни, наслаждаясь простотой и искренностью слов и мелодий. Значит, «Помнит мир спасенный». Помнит вопреки кошмару возрожденных фашистских парадов, вопреки тому, что уничтожаются памятники солдатам-освободителям. Помнит. И должен помнить всегда. Чтобы не повторилось войны.
{jcomments on}