Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

 

Что нужно знать каждому о функциональной грамотности?

Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование, и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление

Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

  • Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  • Математическая грамотность– это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
  • Естественнонаучная грамотностьотражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
  • Финансовая грамотностьпонимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
  • Глобальная компетентностьрассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
  • Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.

Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

 

 

Нормативно-правовая база:

  1. УказПрезидента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  2. Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы»
  3. Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы»
  4. Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы»
  5. Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной»
  6. Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы»
  7. Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы»
  8. План мероприятий направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Приморского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2021/2022 учебный год
  9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО"
  10. Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510"Об организации работы по функциональной грамотности"
  11. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526"О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"
  12. Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238"Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
  13. Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04"Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
  14. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 №2039-р"Стратегия повышения финансовой грамотности"
  15. Постановление правительства СПБ от 28.06.2021 № 425"Об утверждении основных направлений повышения уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга на 2021-2024 годы"
  16. Распоряжение Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга №71-р от 30.07.2021"План мероприятий повышение уровня Финансовой грамотности на 2021-2024 годы"
  17. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга №2920-р от 22.10.2021"Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга па 2021/2022 учебный год"
  18. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга №2598-р от 15.09.2021"Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год"

 

Полезные ресурсы:

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
Открытые задания PISA на сайте ФИОКО
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям ИСРО РАО

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)


Функциональная грамотность школьников

Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности.
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
Центр оценки качества образования ИСРО РАО

Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

 

Вверх